Театральное отделение

Театральное отделение

 

Театральное отделение Детской школы искусств было открыто  в 2003 году. Преподаватели отделения -  Овчинникова Ольга Леонидовна и Семенов Андрей Сергеевич - выпускники Екатеринбургского государственного театрального института по специальности «Актёрское искусство».

На данный момент на отделении обучается 52 человека в возрасте от 9 до 15 лет.  Учебный план включает такие предметы, как «Основы актерского мастерства», «Художественное слово», «Сценическое движение», «Беседы о театральном искусстве», «Грим», «Этикет», «Слушание музыки и музыкальная грамота» (преподаватель Малкова Галина Александровна), «Танец» (преподаватели Николаева Александра Леонидовна, Нигматуллина Полина Васильевна, Маргасова Елена Алексеевна), «Сценическая практика».  Основной целью  обучения является раскрытие и совершенствование творческого потенциала ребёнка, выявление индивидуальных неповторимых черт личности, которые впоследствии станут основой яркого выразительного сценического образа.

В 2008 году на театральном отделении был создан Детский театр «Кудесник», в состав которого сейчас входят наиболее активные учащиеся и выпускники разных лет. Все  ребята объединены любовью к театру и желанием познать загадочный и притягательный театральный мир.

        Большое внимание в коллективе уделяется выработке навыков органичного  существования в условиях публичных выступлений, овладению  знаниями профессиональной терминологии и теоретической базой основ актёрского мастерства. Ребята пробуют себя в различных ролях: актёры, чтецы, гримёры, ведущие. Обязательным условием успешных выступлений  является формирование умений грамотного анализа собственной творческой деятельности.  

   Традиционной для театрального отделения является постановка и прокат спектаклей, новогодних театрализованных представлений для учащихся общеобразовательных школ города, проведение отчётных и тематических концертов школы, различных городских мероприятий (концертов, митингов, театрализованных праздников).

В истории детского театра такие спектакли, как «Зимняя сказка» (по пьесе А. Антокольского), «Новогодние подарки» (по пьесе Н. Абрамцевой), «Снежная королева» (по пьесе Е. Шварца), «Иван-царевич» (по пьесе А. Михайлова), «Неряха-растеряха» (по пьесе В. Илюхова «Как Настенька чуть Кикиморой не стала»), «С чего начинается Родина…» (музыкально-литературный спектакль по стихотворениям о Великой Отечественной войне), «Моцарт и Сальери» (по пьесе А. Пушкина), «Корзина с еловыми шишками» (по рассказу К. Паустовского), «Никто не поверит» (по пьесе Г. Полонского), «Подарок для Снегурочки» (по пьесе С.Прокофьевой и И.Токмаковой); новогодние театрализованные представления по авторским сценариям Овчинниковой О.Л.: «Улыбки друзей», «Приключения в Снежноелье», «Новый Год и братцы Кролики», «По следам Дракона», «Волшебное ожерелье Снегурочки» и др. Ведется постановка спектаклей «Королевство кривых зеркал» (по мотивам сказки В. Губарева), «Пушкину посвящается» (по сценарию М.Лупши) и др.

   Учащиеся театрального отделения постоянно участвуют в фестивалях и  конкурсах различного уровня, показывая при этом хорошие результаты. Самыми значимыми победами детского театра за последнее время стали:

·                     2012 г. –  диплом Лауреата I степени IV Республиканского фестиваля-конкурса «Театральная мозаика», г. Ижевск (музыкально-литературная композиция «С чего начинается Родина»);

·                     2013 г. – диплом Лауреата Iстепени  Республиканского фестиваля-конкурса «Театр и дети», г. Ижевск (спектакль «Неряха-растеряха»), диплом «Лучшая роль среди девочек» (Сергеева Полина), диплом «Лучшая роль второго плана» (Нугманова Алла);

·                     2013 г. – Гран-при Международного фестиваля "Русская драма", г. Москва (спектакль «Корзина с еловыми шишками»), диплом «Лучшее режиссёрское решение театральной постановки», диплом «Лучшая мужская роль» (Ильин Григорий), диплом «Лучшая женская роль» (Рябова Екатерина), диплом «Лучшая мужская роль второго плана» (Сеитов Григорий), диплом «Лучший актерский дуэт» (Сергеева Полина и Сеитов Григорий);

·                     2013 г. – диплом Лауреата II степени Международного детского и юношеского конкурса-фестиваля «На крыльях таланта» (спектакль «Корзина с еловыми шишками»), дипломы Лауреатов Iстепени в номинации «Художественное слово» (Ильин Григорий, Рябова Екатерина).

     Многие из выпускников театрального отделения закончили учебу с отличием, проявив при этом большой творческий потенциал, запомнившись зрителям в ярких сценических образах. Это: Звягинцев Иван, Климова Ксения, Газизуллина Люция, Прикуль Анастасия, Загуменнова Екатерина, Саубанова Алина, Костикова Нина, Пантелеев Александр, Сметанина Ирина, Сметанина Юлия, Ильин Григорий, Рябова Екатерина, Адамова Мария, Сергеева Полина.

     Одним из основных принципов обучения на отделении является формирование системы нравственных ценностей детей, таких как стремление к добру, милосердие, преданность своему делу, сострадание, патриотизм и т.д. Юные театралы должны понимать, что театр – это не развлечение и не самолюбование. К. С. Станиславский предъявлял к служителям искусства очень высокие нравственные требования: «Театр – храм. Артист – жрец… Подвиг артиста живет в красоте и чистоте его сердца… Пусть явятся артисты… с чистыми помыслами, возвышенными мыслями и благородными чувствами, тогда само собой и создастся искусство». Этими принципами обусловлен выбор репертуара: каждая постановка должна заключать в себе духовное зерно, пробуждать  как в зрителях, так и в самих артистах стремление к Прекрасному.

 

Юбилей театрального отделения ДШИ

Манящий свет прожекторов, тайны закулисного мира, творческое волнение всегда увлекали детское воображение. Осенью 2003 - 2004 учебного  года Детская школа искусств г. Можги открыла свои двери детям, мечтающим стать юными артистами. Желающих набралось немало! Так было открыто новое отделение ДШИ – театральное.

Казалось, работа только началась, как позади уже пять выпусков, множество ярких находок, моментов творческого единения! Театральному отделению исполнилось уже 10 лет!

Первый юбилей – первые итоги. Оглядываясь назад, вспоминаешь, конечно, и трудности, и удачи. Но в первую очередь вспоминаются те события, те моменты, которые определяли  и определяют направление развития театрального отделения.

В чём же основной смысл театрального педагогического труда? Только лишь в том, что  дети играют добрых и злых героев, волнуются, получают свои первые бурные аплодисменты? Или в том, чтобы воспитать в ребёнке лидера, выработать коммуникативные навыки, четкую поставленную речь, пластику? Ведь именно за этим большее количество детей и  стремится попасть на театральные подмостки. А может ли театр изменить их жизнь, воспитать душу, помочь в нахождении нравственных ориентиров? Может и должен!

Никита Михалков в одном из интервью ответил так на вопрос о главных принципах его работы над фильмами: «Несение добра своему Отечеству». Владимир Путин в Год культуры говорит о необходимости воспитания средствами театра способности детей «думать, сопереживать и верить в силу добра».

Театральная педагогика, построенная на принципах добра, честности, искренности, стремится найти лучшее в ребёнке и помогает ему самому понять и оценить это, побуждает детей мыслить, искать смысл творчества и следовать этому смыслу, будит в ребёнке желание становиться.

Именно эти принципы, проверенные на уроках и репетициях, на ошибках и педагогических удачах, постепенно легли в основу обучения на театральном отделении ДШИ.

И, наверное, неслучайно в копилке театрального отделения наряду с дипломами лауреатов городских, республиканских и международных конкурсов, достойное место занимают  такие дипломы, как «За воспитание Добра», «За верность  Его Величеству Театру в поисках Правды, Справедливости и Любви».  А вместе с дипломами в памяти бережно хранятся моменты творческой радости, репетиционные находки, смешные истории, нелёгкий труд преодоления себя, театральные «легенды» и приметы. Это тот воздух, без которого жизнь в театре скучна, а актёрские глаза лишены счастливого блеска.

Конечно же, главной действующей силой театрального искусства является стихия волшебства, превращений, романтики. С другой стороны, учебный процесс организован тщательно и конкретно. Это целый комплекс учебных предметов, развивающих различные качества юных артистов: «Основы актёрского мастерства», «Художественное слово», «Сценическое движение», «Грим», «Беседы о театральном искусстве», «Театральные игры», «Слушание музыки и музыкальная грамота», «Танец». Строгие, добрые, требовательные педагоги: Овчинникова Ольга Леонидовна, Семёнов Андрей Сергеевич, Малкова Галина Александровна, Ибрагимова Гульнара Галинуровна, Николаева Александра Леонидовна. А также -  оценки, контрольные уроки, зачёты, экзамены. Но единая цель образовательного процесса – формирование психофизического аппарата ребёнка, выработка комплекса навыков для осмысленного создания сценического образа.

Учащиеся театрального отделения должны понимать, что сыграть роль – это не просто произнести набор слов. Работа над ролью – это умение создать характер, действовать органично, наделить своего героя определённой пластикой, выразительной речью, проанализировать и донести до зрителя идею роли и спектакля в целом.

Учебные работы над драматическими отрывками постепенно перерастают в законченные спектакли, которые артисты с успехом играют для учащихся ДШИ, общеобразовательных школ, родителей, жителей города. В истории отделения такие спектакли, как «Зимняя сказка» (по пьесе А. Антокольского), «Новогодние подарки» (по пьесе Н. Абрамцевой), «Иван-царевич» (по пьесе А. Михайлова), «Неряха-растеряха» (по пьесе В. Илюхова «Как Настенька чуть Кикиморой не стала»), «С чего начинается Родина…» (музыкально-литературный спектакль по стихотворениям о Великой Отечественной войне), «Моцарт и Сальери» (по пьесе А. Пушкина), «Подарок для Снегурочки» (по пьесе С.Прокофьевой и И.Токмаковой), «Пушкину посвящается» (по сценарию М.Лупши), «Золушка» (по мотивам пьесы Е. Шварца), новогодние театрализованные представления «Улыбки друзей», «Приключения в Снежноелье», «Новый Год и братцы Кролики», «По следам Дракона».

Большую ценность при постановке спектакля имеет обсуждение с учениками его идейной направленности, актуальности, сверхзадачи, того смысла, который должны уловить зрители. В эти моменты порой удивляешься, насколько грамотно и философски может мыслить даже десятилетний ребёнок! Отдельные фразы спектаклей зачастую становятся эталонами всей творческой работы: «Никакие богатства не заменят красоты и чистоты сердца» («Снежная королева» по пьесе Е. Шварца), «Зло никогда не одолеет того, кто творит Добро» («Волшебное ожерелье Снегурочки»), «Да здравствует правда во веки веков!» («Никто не поверит» по пьесе Г. Полонского), «Спасибо вам за то, что вы открыли передо мной то прекрасное, чем должен жить человек» («Корзина с еловыми шишками» по рассказу К. Паустовского).

На базе театрального отделения создан детский театр «Кудесник». В его состав входят учащиеся старших классов и выпускники разных лет. В 2014 году театральному коллективу за творческие успехи присвоено знание «Образцовый».

На театральном отделении организована методическая работа. Регулярно проводятся территориальные методические объединения, на которых преподавателями раскрываются актуальные проблемы театрального творчества, освещаются различные стороны педагогического процесса.

Мы благодарим всех преподавателей ДШИ, помогающих работе театрального отделения! Особые слова благодарности хочется сказать директору ДШИ Кузьмину Н. М., по инициативе которого наше отделение было создано, зам. директора по учебной работе Балобановой Н. Ю. – за оказание постоянной методической помощи и моральной поддержки.

От всей души поздравляем учащихся и выпускников театрального отделения, участников театра «Кудесник» и желаем, чтобы театральное искусство помогло вам избрать верный путь в жизни и устремить души к самому доброму, чистому и светлому!

14 ноября 2014 года в концертном зале ДШИ пройдёт торжественное мероприятие, посвящённое празднованию  юбилея театрального отделения. Мы рады будем увидеть на нем выпускников разных лет и друзей нашего театра!

 

                                                                                                                                          О.Л.Овчинникова, заведующая театральным отделением

Преподаватели театрального отделения